Как устроен метрополитен в Гонконге
Гонконг обладает сложной высокоразвитой транспортной системой, включающей в себя общественный и личный транспорт. Более 80% поездок жители Гонконга совершают на общественном транспорте.
Система общественного транспорта включает в себя метрополитен (MTR), пригородные и внутригородские электропоезда (KCR), автобусное сообщение, паромное сообщение между островной и материковой частью города, а также с прилегающими островами, трамвай и фуникулёр, соединяющий центр города с пиком Виктория. Также в качестве транспорта используется сеть движущихся тротуаров — траволаторов и эскалаторов — подобный комбинированный эскалатор соединяет нижнюю террасу острова Гонконг с верхней.
Пользоваться общественным транспортом в Гонконге — одно удовольствие. Все продумано до мелочей, идеальная навигация, до которой нам еще как до луны, комфортные условия для инвалидов, чистота и порядок. И люди. Они добрее, что-ли.
Логотип метрополитена на станции Central. Отдельных входных вестибюлей в центре практически нет, обычно они интегрированы в торговые и офисные центры. Каждая станция имеет несколько входов, и как минимум один из них оборудован лифтом для инвалидов, который связывают платформу с вестибюлем.
Один из входных вестибюлей станции Jordan. По ширине лестница у́же, чем наши привычные подземные переходы.
Вот такой узкий спуск. Вообще складывается впечатление, что в Гонконге все в 1,5 раза у́же и тоньше, чем у нас. Чтобы предотвратить столпотворение людей, на лестницы нанесена разметка (праворульная). Обратите внимание на тактильную плитку для слабовидящих людей. Она прекрасна!
Эскалаторы на станции Wan Chai.
Спускаемся в метро и подходим к автомату по продаже билетов. В Гонконгском метрополитене существует три категории пассажиров по оплате проезда: студенты, взрослые и льготники. Детей младше трёх лет разрешается провозить бесплатно.
Взяв любую станцию за начало маршрута, все остальные попадают в различные «зоны» тарифов, в зависимости от расстояния от начальной станции. Если начальная и конечная станции относятся к одной тарифной зоне, то стоимость проезда не зависит от их географической отдалённости друг от друга, но если станции относятся к разным зонам, то стоимость проезда возрастает с увеличением расстояния между ними, особенно если поездка включает пересечение бухты Виктория.
Стоимость билета для взрослых варьируется от 10 до 200 рублей в зависимости от расстояния. Льготный тариф обычно в два раза меньше. На фотографии показаны автоматы по продаже билетов на одну поездку. Всего существует 3 типа проездных билетов:
— билет на 1 поездку до конкретной станции,
— бесконтактные Октопус-карты,
— туристические билеты.
Проездной билет или октопус-карту можно купить как в билетных автоматах так и в кассах. Кредитные карты принимаются при покупке билетов только на линии Аэропорт-Экспресс.
Билет на 1 поездку. Он нужен дважды — для прохода на станцию, где билет был куплен, и для выхода на станции назначения.
При этом билетик не одноразовый, как у нас в Москве. Вместо того, чтобы улететь в большое черное ведро, билет съедается турникетом на выходе. Потом он снова попадает в автомат по продаже билетов.
Октопус-карта — бесконтактная карта, использующаяся в электронной платёжной системе Гонконга. Октопус-карты были введены в обращение в сентябре 1997 года для использования в метрополитене, но впоследствии получили большое распространение и сейчас используются повсеместно: в магазинах, ресторанах, кафе и других учреждениях, как средство электронной оплаты. Это чертовски удобно!
Тарифы в Гонконгском метрополитене несколько ниже при использовании октопус-карт, чем при использовании обычного билета, исключение составляет только линия Аэропорт-Экспресс. Например, стоимость трёхминутной поездки от Admiralty до Tsim Sha Tsui через бухту Виктория при использовании Октопус-карты составляет 30 рублей, а с обычным одноразовым билетом — 34 рубля.
При считывании карты на турникете отображается информация о стоимости прошедшей поездки (на выходе) и кол-ве оставшихся на счету средств. Все на двух языках.
Туристический билет предоставляет право на неограниченное число поездок в Гонконгском метро в течение месяца на всех линиях, кроме Аэропорт-экспресс, а также поездок в вагонах первого класса Восточной линии и на автобусах MTR. Каждый билет стоит 1700 рублей и продается в кассах станций метрополитена. Туристический билет должен быть использован в течение 30 дней со дня выдачи.
Архитектура и дизайн Гонконгского метрополитена подчинены чисто утилитарной цели. Художественному оформлению станций практически не уделено внимания, большинство станций однотипны и в основном отличаются только цветом. В этом плане центральные станции московского метрополитена впереди планеты всей.
Над платформой установлено табло, на котором отображается время до следующего поезда и конечная станция (чтобы направление не перепутать).
Интервал движения поездов раза в 2 реже, чем в Москве. От 2-3 минут до 10. В ожидании поезда люди выстраиваются в аккуратные очереди перед стеклянными створками, отделяющими платформу от путей.
Узловые станции между линиями Чхюньвань и Куньтхон, между линиями Айленд и Чёнкуаньоу, а также между линиями Куньтхон и Чёнкуаньоу являются кросс-платформенными, в которых пассажир, покинув поезд на одной стороне платформы, садится в поезд другой линии на другой стороне (как у нас на Китай-городе). Узловые станции стали более удобными для пассажиров, у них теперь нет нужды менять этажи станций разных линий. Такая организация движения действует, когда в пересадочный узел входят две платформы, на каждую из которых прибывают поезда разных линий, движущихся приблизительно в одном направлении.
Когда пассажиров очень много, на платформы выходит специальный человек, который управляет толпой при посадке и не допускает хаоса.
Разметка для формировании очереди и правильная тактильная плитка.
На большинстве станций установлены стеклянные створки. Благодаря этим створкам, нахождение на платформе стало более безопасным, они предотвращают падение людей на рельсы. Однако первичная мотивация была отделить станции от тоннелей, что позволило существенно сэкономить электроэнергию на вентиляцию тоннеля и кондиционирование станций. На путевых стенах висят огромные рекламные телевизоры.
Все поезда на линиях Куньтхон, Чхюньвань, Айленд, Тунчхун, Аэропорт-Экспресс и Чёнкуаньоу состоят из восьми вагонов. Вагоны метрополитена, кроме составов линии Аэропорт-экспресс и вагонов первого класса Восточной линии, обладают большой пропускной способностью и пассажировместимостью.
Вагоны класса «стандарт» имеют по пять широких дверей с каждой стороны.
По годовому пассажиропотоку, который в 2012 году составил 1 443 735 000 человек, Гонконгский метрополитен занимает 4-е место в Китае и 10-е в мире. Средний пассажиропоток за день составляет около 4 миллионов человек (это в 2 раза меньше московского).
В салоне работает система кондиционирования воздуха и вытяжной вентиляции. Иногда так усердно, что задувает шею. На металлических поручнях есть специальное антискользящее покрытие. Скорость движения поездов достигает 100 км/ч.
Помимо обычных схем метрополитена, во многих составах установлены наддверные маршрутоуказатели, которые показывают текущее местоположение поезда и его направление движения.
Выходим из вагона. Дальше начинается самое интересное — навигация.
На каждой станции висят подробные схемы вестибюля по каждому уровню, а также карта города в районе данной станции метро. Каждый выход обозначается латинскими буквами.
Пример карты города вокруг станции Yau Ma Tei. Все объекты разделены на категории (отели, магазины, школы, и так далее). Главные объекты продублированы фотографиями.
Для туристов есть специальные точки с компьютерами и бесплатным вайфаем.
Можно посмотреть карту города, написать письмо, или даже поиграть.
Присваивать каждому выходу свою букву — это гениально!
Уже на второй день я ориентировался на любых незнакомых станциях и переходах гонконгского метро быстрее, чем в Москве.
По состоянию на начало 2012 года сеть линий метрополитена насчитывала 210,6 км путей и 152 станции, включая 68 станций скоростного трамвая.
Экспресс в аэропорт. Ничего удобнее пока в своей жизни не встречал. На станциях Hong Kong и Kowloon можно зарегистрироваться на рейс, сдать багаж и налегке доехать до аэропорта.
На станцию Hong Kong мы приехали на такси из отеля. Прокатили 50 метров свои чемоданы до стоек регистрации и сдали багаж. Еще 50 метров, два этажа на лифте и вот мы уже в поезде.
Средняя максимальная скорость между станциями составляет 130 километров в час, так что добраться от центра города до аэропорта можно всего за 24 минуты.
Быстрые и удобные поезда отправляются с 12-минутным интервалом.
Поезд останавливается четко между двумя терминалами. Выход налево — Терминал 1, направо — Терминал 2.